Ирина Никитина работает учителем-словесником в школе № 3 города Рассказово. Посвятила своей профессии 46 лет, с уверенностью говорит, что если выбрал путь учителя — не ропщи, это дорога вечного творчества.
Она относит себя к династии педагогов. Мама, Нина Ивановна, трудилась учителем начальных классов 48 лет. Она чуть-чуть отстаёт от неё, но впереди ещё есть время, чтобы догнать маму и дотянуть до столетия, совместно отданного школе и детям.
С благодарностью вспоминает она своих наставников: Марию Никитичну, учителя начальных классов, и словесника Софью Яковлевну — «учителя от Бога». Именно она предопределила выбор предмета, которому Ирина Павловна посвятила свою жизнь.
Супруг тоже по профессии учитель, закончил как и его избранница, Тамбовский педагогический институт, но только исторический факультет. Жёны двух её братьев - учителя. Педагогом оказалась и свекровь, многие годы проработавшая в третьей школе.
Прошло много лет, но Ирина Павловна хорошо помнит свой самый первый урок на студенческой практике в одной из тамбовских школ.
Рассуждая о трудностях выбранной профессии, Ирина Павловна отмечает падающий интерес к чтению у детей. Как у профессионала, у неё есть немало способов и методов мотивировать современных подростков взять в руки книгу, причём именно бумажный вариант.
Несмотря на каникулы, учитель на постоянной связи с учениками. Создан чат, где они регулярно переписываются. Что обсуждают? Например, впереди изучение комедии Грибоедова «Горе от ума». Наставник не только даёт советы, как понять жителям XXI века проблемы героев века XIX, но и между строк упоминает о любовном конфликте, с которым предлагает познакомиться ребятам, выражая уверенность, что в этом вопросе они разберутся самостоятельно… Конечно, разобрались. По откликам в чате (куда мне разрешили заглянуть одним глазком) видно, что заинтересовала тинейджеров и трогательная история любви Александра Грибоедова и юной грузинской княжны Нины Чавчавадзе, предложенная Ириной Петровной.
Педагог постоянно ищет новые подходы к взаимодействию со своими учениками.
А одной из тем обсуждений в чате стали спойлеры, ребята поинтересовались отношением учителя к подобной информации.
Не осталось незамеченным от внимательных школьников увлечение их наставника поэзией. Иногда на уроках они разбирают предложения, взятые из стихов педагога. Звучат её произведения и на выпускных.
— Вы мой рассвет и мой закат,
Вы лет ушедших чёткий ряд,
Моих морщин глубокий след,
Сомнений боль, парад побед –
Мои выпускники, — процитировала Ирина Павловна наизусть.
Никитина уверена, что с детьми нужно дружить, знать их интересы и проблемы. При этом никогда не переступать грань, не допускать панибратства.
Среди выпускников педагога немало медалистов, победителей региональных и всероссийских олимпиад и конкурсов. Высокие результаты показывают её ученики и на ЕГЭ по русскому языку, немало ребят набравших от 80 до 98 баллов.
Со многими поддерживает связь до сих пор, переписывается, получает поздравления.
Такой неожиданной благодарностью стало конкурсное сочинение её ученицы Кристины Дерябиной, студентки социально-педагогического института Мичуринска, будущей коллеги.
Подводя итог нашей встречи, пришли к алгоритму: каким должен быть учитель-профессионал. Он обязан досконально знать свой предмет, уметь донести знания до детей, заинтересовать их. А для этого необходимо знать психологию души ребёнка, жить его проблемами и интересами. Учитель — профессия творческая, где требуется постоянно расти, расширять свои знания. При этом педагог не может забывать о моральных устоях, не должен позволять себе послаблений ни в словах, ни в делах.
Зашёл разговор о молодых специалистах, которых, к сожалению, нет в школах. Молодёжь не считает учительскую стезю престижной. Говорили и о загруженности педагогов бумажными отчётами, о том, что их труд обесценился.
Но Ирина Павловна с оптимизмом смотри вперёд и верит, что когда-нибудь учитель вновь будет стоять на высоком пьедестале.
О повышении престижа профессии говорил и Президент РФ Владимир Путин, объявляя 2023 Годом педагога и наставника.