Александр Алексеевич Липилин родился 18 января 1913 года в селе Рассказово. В 1918 году волею судеб вместе с матерью Анисьей Андреевной и двумя сестрами оказался в городе Каменское (ныне Днепродзержинск).
Отец Алексей Ефимович Липилин погиб в гражданскую войну, семья осталась в тяжёлом положении. Из пятерых детей двое умерли от голода. С 1919 по 1924 год Александр воспитывался в детском доме Днепродзержинска.
В 1931 году Александр окончил фабрично-заводское училище при металлургическом заводе имени Дзержинского, работал токарем. В 1933 году семья переехала в Свердловск (ныне Екатеринбург), где юноша трудился на Уральском заводе тяжёлого машиностроения. С 1934 по 1937 год по комсомольской путёвке учился в военной школе лётчиков Оренбурга.
В 1938 году его отстранили от авиации как родственника врага народа. Липилин писал рапорты командованию, один из них попал к маршалу Климу Ворошилову, после этого лётчика вернули в строй.
С марта 1940 года он служил в составе 41-го истребительного авиационного полка.
Великую Отечественную войну Александр Липилин встретил 22 июня 1941 года на западной границе под Белостоком. С июля 1941 года участвовал в битве за Москву.
О фронтовых буднях Липилина не раз писали газеты того времени. «Комсомольская правда» разместила в номере от 29 июля 1941 года фотографию трёх героев с подписью: «Охрана советской столицы в надёжных руках. Днём и ночью неустанно охраняют Москву отважные сталинские соколы, готовые в любую минуту встретить и уничтожить воздушных разбойников. Славные «ястребки» показали в боях исключительную отвагу и мастерство. Они сбили 9 немецких бомбардировщиков. Лейтенант А.А.Липилин уничтожил 5 вражеских самолётов, причём одного из них сбил на высоте 8 000 метров. Командир звена И.В.Забелин и младший лейтенант И.Д.Чулков сбили по два фашистских бомбардировщика. Слава героям-комсомольцам, самоотверженно и храбро несущих воздушный дозор над Москвой».
С августа 1941 года Липилин участвовал в боях на Северо-Западном, а с января 1942 года — на Волховском и Ленинградском фронтах.
В газете «Сталинский сокол» от 14 сентября 1941 года опубликован очерк «Рыцарь дружбы». В нём военный корреспондент Николай Богданов писал о том, что Липилин был не только высококлассным боевым пилотом, но и отличным товарищем.
«Однажды Липилин шёл во главе звена, ведя за собой молодых лётчиков. На них напала девятка «Мессершмиттов». Липилин ввязался с ними в бой, сумел отвлечь всех на себя и, дав молодым лётчикам выйти из боя, спустя некоторое время вернулся на свой аэродром. Машина его имела много пробоин.
— А ведь ты мог погибнуть, — сказал ему один из друзей.
— Ну, пустяки какие, я легко ушёл, — ответил Липилин и вытер обильный пот с горячего лба».
С 22 июня 1941 года по август 1942 года он совершил 257 вылетов, сбил 22 самолёта противника (лично — 12 и в группе — 10).
24 февраля 1942 года Александру Алексеевичу Липилину присвоили звание Героя Советского Союза.
До недавнего времени было неизвестно, как сложилась судьба земляка после получения высокой государственной награды. Проведя журналистское расследование, удалось найти родственников Александра Алексеевича Липилина, проживающих в городе Екатеринбурге.
Племянник Героя, Эдуард Эдуардович Лайковский, собрал богатый материал о боевом пути родственника, его службе и жизни после войны. Он с удовольствием поделился с рассказовцами всеми имеющимися сведениями.
Как оказалось, часть сведений о легендарной трассе рассекретили только в девяностых годах XX века. Поэтому так мало информации об этом периоде жизни Липилина. Но то, что имеется, свидетельствует, что и здесь наш земляк проявлял себя геройски. По авиатрассе «Алсиб» он перегнал 435 самолётов, совершил 1270 вылетов.
Трасса была очень трудной, для наших пилотов ситуация осложнялась тем, что маршрут проходил над неосвоенными землями, где отсутствовали радары.
После войны Александр Алексеевич Липилин командовал авиадивизией на Курилах, Кавказе, в Польше. В 1961 году в звании полковника демобилизовался. Работал инженером в знаменитом конструкторском бюро Павла Сухого в Москве.
По словам собеседника, он всегда чувствовал почти отцовскую заботу дяди Саши (своих детей Липилин не имел), ставшего для него примером стойкости и мужества. И тогда, когда рано начал трудиться на Уралмаше, и в 1938 году, когда лётчика отстранили от авиации как родственника врага народа (отца Эдуарда Эдуардовича Лайковского репрессировали), Липилин не сломался, работал инструктором по мотоспорту, писал рапорты, и добился восстановления в армии.
А ещё племянник вспоминает, каким скромным человеком был его дядя Саша, избегавший пышных встреч, официальных мероприятий, всю жизнь проживший в однокомнатной квартирке в Москве.
Герой Советского Союза Александр Алексеевич Липилин награждён медалями «Золотая Звезда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За оборону Москвы», двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны и рядом юбилейных наград.
Умер Александр Алексеевич Липилин 27 февраля 2003 года, похоронен в Екатеринбурге.
26 сентября 1941 года шестёрка советских истребителей вылетела штурмовать пехоту противника в районе станции Лычково. Над линией фронта их встретил шквальный зенитный огонь, прямым попаданием самолёт Липилина был подбит. У МиГа взорвался бензобак и мощный поток топлива окатил лётчика с головы до ног. Превозмогая боль от ожогов, раненый пилот вывалился из кабины.
Приземлившись в лесополосу, с трудом дополз до болота, где спрятался от немцев. Потом в течение двенадцати дней, находясь на волосок от смерти, выходил из окружения. После лечения в госпитале лётчик вернулся в часть и продолжил сражаться с фашистами.
А спустя почти 80 лет, в 2019 году, поисковый отряд «Демянск» обнаружил тот самый самолёт Александра Алексеевича Липилина.
В поле близ села Лужно Демянского района Новгородской области местный житель нашёл фрагменты алюминия, похожие на обшивку самолёта. На место выехали разведчики отряда Алексей и Людмила Арсентьевы. Поисковики после двух дней земляных работ подняли обломки корпуса, винт и двигатель самолёта. По характерным особенностям установили, что это советский истребитель МиГ-3, выпущенный в августе 1941 года. Останков пилота не обнаружено.
По номеру мотора установили принадлежность машины. Выяснилось, что самолёт воевал в 41-м истребительном авиационном полку седьмой смешанной авиадивизии Северо-Западного фронта. Пилотом был старший лейтенант Александр Алексеевич Липилин.
Журналисты газеты установили связь с поисковиками отряда «Демянск», которые переправили через Москву шестерёнку от двигателя самолёта МиГ-3, по которой и определили его принадлежность Липилину. Эту важную деталь и все предоставленные семьёй Лайковских документы, фотографии, хранятся в краеведческом музее города Рассказова.
Имя Героя Советского Союза Александра Алексеевича Липилина увековечено на его родине, в городе Рассказово, на военно-историческом мемориале памяти землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и на памятной доске на здании администрации.
В пятом корпусе школы №4 в 2021 году открыли Парту Героя — Александра Алексеевича Липилина. Ребята знакомятся с подвигом земляка за школьной партой. Здесь размещены его биография, описание боевого пути, награды, а также QR-код для мобильных устройств. Отсканировав его смартфоном, можно попасть на сайт, где представлена подробная информация о лётчике.