В свои 19 лет Николай Цыплухин, быстро постигая тонкости ткацкого производства и перенимая опыт знатных текстильщиков, стал сменным мастером на Арженской суконной фабрике города Рассказово. Отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам, продолжив фамильную традицию. Но Николай мечтал о небе и в годы Великой Отечественной войны бил врага за штурвалом прославленного штурмовика Ил-2, ставшего наряду с автоматом ППШ, танком Т-34 и реактивной установкой залпового огня «Катюша» одним из символов победы Красной армии.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне юные краеведы Дома детского творчества Рассказова, познакомившись с историей жизни и подвига земляка, предлагают совершить видеопутешествие по улице города, которая названа в честь Николая Дмитриевича Цыплухина. О Герое Советского Союза рассказывает Михаил Байрамов (автор видео Александр Шаталов).
В начале июля 41-го года Николай Цыплухин вместе с однополчанами осваивал новые самолёты-штурмовики Ил-2. Создатель мощной, хорошо вооружённой, отлично бронированной машины — авиаконструктор Сергей Ильюшин — называл её «летающим танком». Немцы прозвали Ил-2 «чёрной смертью».
После обучения полк направили на Юго-Западный фронт для оказания помощи наземным войскам, а также для отражения налётов немецкой авиации на Киев и охраны мостов через Днепр.
9 августа группа из восьми «илов» вылетела на боевое задание, чтобы нанести удар по живой силе и технике врага в районе столицы Украины. Младший лейтенант Цыплухин в этом бою проявил выдержку и мужество. С перебитой правой рукой, на пылающем самолете он ушёл от преследовавших его вражеских самолётов и посадил машину в расположение советских войск.
После лечения в госпитале, в марте 1942 года, младший лейтенант Николай Цыплухин вернулся в родной полк, который к этому времени перебросили на Северо-Западный фронт.
В апреле 1942 года советские войска в районе Демянска окружили 16-ю гитлеровскую армию. Немецкое командование поспешило перебросить для неё подкрепление. С аэродромов Хани, Истошино, Глебовщина на транспортных самолётах переправлялось оружие и боеприпасы. Наши лётчики получили задачу разбомбить аэродромы, уничтожить самолёты противника, не допустить поддержки с воздуха войск, взятых в кольцо.
1 апреля лейтенант Цыплухин возглавляя тройку «илов», заметил на горизонте более 20 немецких самолётов. Завязался неравный бой. Советские штурмовики сбили пять юнкерсов.
Спустя три дня произошло ещё одно воздушное сражение, где семь наших боевых машин сражались с 30-ю юнкерсами. Цыплухин с однополчанами метким огнём сбили шесть вражеских транспортников. Затем советские соколы устремились на аэродром, где уничтожили 10 самолётов противника на земле.
Уже на следующий день лётчики, поднявшись в небо, сбили два юнкерса. Цыплухин в азарте боя, без боеприпасов продолжал преследовать один из транспортников. Он вынудил его приземлиться на нашей территории, и экипаж в полном составе взяли в плен.
В апреле 1942 года пилота 74-го штурмового авиационного полка младшего лейтенанта Николая Цыплухина наградили орденом Красной Звезды.
В наградном листе читаем: «В боях на Северо-Западном фронте только за 7 дней своей работы совершил 8 боевых вылетов, в которых уничтожил 8 вражеских самолётов типа „Ю-52“, из них 2 сбил в воздушных боях, уничтожил 4 орудия, 4 автомашины и до 10 подвод с грузом, рассеял и уничтожил до 100 гитлеровцев и вызвал один очаг пожара» и далее «….Участвуя на Юго-Западном фронте произвёл 7 успешных боевых вылетов по бронетанковым частям противника, уничтожив 6 танков, 15 автомашин с войсками и грузом, 2 бронемашины, 2 цистерны с горючим, вызвал 2 очага пожара, рассеял и уничтожил до взвода солдат».
В 1943 году приказами от 9 и 26 августа сначала гвардии лейтенант, а далее старший лейтенант Николай Цыплухин за проявленное мужество и отвагу при выполнении боевых задач командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков награждён орденами Красного Знамени. На эту пору он уже исполнял обязанности заместителя командира эскадрильи 70-го гвардейского Белорусского штурмового авиационного полка.
Командованию стало известно, что на аэродроме Глебовщина находится большая группа вражеских самолётов. Штурмовики получили приказ уничтожить их. 7 февраля 1943 года Николай Цыплухин повёл пятёрку «илов» на немецкий аэродром. Чтобы обеспечить скрытность нападения, шли на бреющем полёте. Внезапность появления позволила уничтожить 15 вражеских машин.
Выполняя боевое задание на 1-м Белорусском фронте, в районе города Городец, 28 апреля 1944 года опытный лётчик обнаружил танки. Семёрку наших «илов» начали обстреливать вражеские зенитки. Благодаря умелым и слаженным действиям советским лётчикам удалось уничтожить батарею зенитной артиллерии противника, 6 танков, несколько самолётов и создать 10 очагов пожара большой силы.
7 июля командир эскадрильи Цыплухин повёл восьмерку Ил-2 на штурмовку автомашин врага на дороге Пинск — Кобрин. Насчитав около 200 единиц техники лётчики произвели внезапную атаку, сделав над колонной восемь заходов, уничтожив 25 автомашин.
Подобных успешно выполненных заданий у капитана Николая Цыплухина было немало. К августу 1944 года на счету командира авиационной эскадрильи насчитывалось 92 боевых вылета на штурмовку врага. 33 воздушных схватки провёл отважный лётчик с истребителями противника, лично уничтожил 3 самолёта в небе, 7 — на земле, а также технику и живую силу противника. В составе группы наш земляк уничтожил 17 самолетов в воздушных боях, 28 — на земле, 24 танка, 220 автомашин, 59 орудий, 42 дзота, около 1800 солдат и офицеров.
Два тяжелых и два лёгких ранения получил он во время схваток с врагом. Несмотря на это, отважный лётчик находил в себе силы вновь и вновь садиться за штурвал боевой машины.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года командир авиаэскадрильи 70-го гвардейского штурмового авиационного Белорусского Краснознаменного полка Николай Дмитриевич Цыплухин удостоен звания Героя Советского Союза.
В наградном листе отмечается, что «за 3 года Великой Отечественной войны вырос от рядового пилота до командира АЭ…. Боевые вылеты производил… в большинстве ведущим, а также в качестве «охотника»-разведчика в сложных метеоусловиях. В боях показал себя мужественным, решительным, отважным лётчиком и командиром, неоднократно проявлявшим героизм».
Гвардии капитан Цыплухин сражался до последнего дня войны. Под крылом его «летающего танка» мелькали освобождённые города и населённые пункты с польскими, чешскими, немецкими названиями. День Победы лётчик-штурмовик встретил в небе над Берлином.
Боевой путь Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Цыплухина отмечен орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда», тремя орденами Красного Знамени и двумя — Красной Звезды, Александра Невского, Отечественной войны I степени, а также медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За боевые заслуги» и другими наградами.
После победы продолжил службу, обучал молодых лётчиков, готовил достойную смену участникам Великой Отечественной войны. Уволившись из Советской Армии в 1959 году полковник Николай Дмитриевич Цыплухин жил и работал на Украине.
В память о земляке рассказовцы переименовали улицу Восточную, где родился и вырос командир эскадрильи, в улицу имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Цыплухина.
Имя героя увековечено на военно-историческом Мемориале памяти воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и на памятной доске на здании администрации города.
Сегодня в Рассказове проживают родные Героя Советского Союза. Внучатая племянница Светлана Зенкина поделилась воспоминаниями о своём прославленном родственнике.
Она также сообщила, что у Николая Дмитриевича было два брата и две сестры. Иван Дмитриевич пропал без вести в феврале 1943 года, младшие Александр Дмитриевич и Антонина Дмитриевна не воевали.
Как оказалось, бабушка Светланы Зенкиной — Мария Дмитриевна — тоже участвовала в Великой Отечественной войне. Она родилась в 1922 году, в 1940 году вместе с подругами уехала работать в Москву. Война застала её по дороге в Ленинград. Была в плену, но бежала. Во время блокады и после её снятия работала на железной дороге, служила в местной противовоздушной обороне в медицинской санитарной роте.
Награждена медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг». Не дожила до своего 100-летия всего несколько месяцев.